Только что три президента США, из которых двое — с приставкой «экс», вышли с шапкой по кругу, чтобы богатые доноры, поддерживающие Демократическую партию и ее неолиберальную ортодоксию, скинулись в общий котел ради переизбрания на второй срок 81-летнего благообразного старца, часто забывающего на публике, кто он такой, где находится и кто все эти люди.
Совместный выход в свет произошел в самом неолиберальном мегаполисе, в Нью-Йорке, под сводами легендарного зала «Радио-сити» (Radio City Music Hall). В качестве приманки — Джо Байден, Билл Клинтон и Барак Обама. Титулованное трио не устраивало ни плясок, ни песен, ограничившись разговорным жанром. Как оповестил заранее соратников и сторонников Байден, в антураже театрально-концертного зала политики первой величины намеревались обсудить «что будет в бюллетене на этих выборах и как мы снова победим Трампа».
Цена входного билета на это представление трех президентов зашкаливала: $250 тысяч с каждого портмоне. Хотите сфотографироваться разом со всей троицей, платите в фонд избирательной кампании квартиранта Белого дома $100 тысяч.
Предполагалось, по выражению одного из ветеранов «фандрайзинга», что эта политизированная антреприза станет «крупнейшим мероприятие по сбору средств в истории демократии». По замыслу устроителей этого шоу напополам со складчиной, казна демократов должна была одномоментно пополниться $25 млн.
Дональд Трамп не стал оставлять не слишком удобное для него нью-йоркское поле боя за противником и также объявился в городе. Его явно окрыляло вынесенное за несколько дней до визита решение Апелляционного суда Нью-Йорка сократить сумму залога (для рассмотрения его апелляции) на 60% — с $464 млн до $175 млн. Тем самым дерзкий аутсайдер сумел избежать ареста своего флагманского в реестре имущества, фирменного, одноименного небоскреба на Пятой авеню — «Башни Трампа» (Trump Tower).
Вход в Trump Tower, Нью-Йорк. Фото: Bloomberg
В то время как Байден и примкнувшие к нему для разогрева публики Клинтон и Обама окучивали в концертном зале тугие кошельки, Трамп сделал мощный ход на электоральной шахматной доске. Он встретился с семьей нью-йоркского полицейского, застреленного типичным уголовником, которого местные прокуроры в полном соответствии с либеральным террором, развязанным в отношении правоохранителей (отчего они в массовом порядке увольняются), выпустили на свободу.
Трамп не смолчал по поводу поборов тройки топ-демократов в зале «Радио-сити». В послании своим сторонникам он негативно отозвался о «картеле Обамы-Клинтон», и призвал: «Не позволяйте Обаме плевать вам в лицо».
Не стоит переоценивать роль денег, потраченных на пиаровскую раскрутку двух амбициозных политиков. На конец февраля в распоряжении предвыборного штаба Байдена было $97,5 млн наличными, что более чем вдвое больше, чем у Трампа. Повторяется ситуация с президентской гонкой 2016 года, когда демократка Хиллари Клинтон потратила в два раза больше собранных средств на свое избрание, чем Трамп; в марте она опережала своего соперника по степени поддержки на 16 пунктов, но в итоге... проиграла.
Между тем в лагере демократов происходит тотальная мобилизация. Свидетельством чему и стало прямое подключение к ведению избирательной кампании бывшего босса Джо Байдена в прежней каденции — Барака Обамы. Как сообщила хорошо информированная The New York Times, укомплектованная демократами по самую редколлегию, экс-президент США теперь проводит регулярные телефонные разговоры (брифинги?) как с Байденом, так и с главой его чиновного аппарата Джеффри Д. Зентсом, и наведывается в Белый дом.
Возросший «уровень вовлеченности» Обамы в дела скорбные своего бывшего вице объясняется, по выражению газеты, необходимостью «формулировать план действий и давать советы». Один ключевой совет Обама уже озвучил своему протеже. По информации «Нью-Йорк таймс», экс-президент США рекомендовал Байдену повысить градус агрессивности (в словах и делах) и «превратить выборы в референдум (о доверии) мистеру Трампу».
Покинувшая ряды Демпартии Тулси Габбард, ранее заседавшая в Палате представителей Конгресса США и которую прочат в вице-президенты в случае прихода к власти Трампа, в интервью Такеру Карлсону заявила:
«Хиллари Клинтон и Барак Обама сейчас не у власти, но они по-прежнему обладают огромными полномочиями».
Карлсон задал вопрос Габбард: «Кто же руководит правительством?» и затем добавил: «На данный момент очевидно, что это не Джо Байден. Вы думаете, Хиллари Клинтон?» Тулси Габбард ответила: «Не нужно большого воображения, чтобы понять, что это правда». При этом она указала на то, что сейчас в Белом доме предостаточно чиновников, которые были «верными помощниками в администрации Обамы и Хиллари Клинтон».
От умных советов команде Байдена не резон оказываться, коль скоро, согласно опросам, Байден идет ноздря в ноздрю с Трампом в двух «колеблющихся» штатах — в Висконсине и Мичигане, но отстает от него на 6-7 пунктов в пяти других штатах, где настроения избирателей сродни маятнику, а именно — в Аризоне, Джорджии, Неваде, Пенсильвании и Северной Каролине.
На веб-портале MSN, созданном компанией Microsoft, пытаются развенчать обидные упреки в адрес действующего президента (а подчас бездействующего, если посчитать количество дней, проводимых Джо Байденом вне офиса) ссылкой на то, что все это, мол, не более чем конспирологические теории. Однако приводимые MSN аргументы его оппонентов, которые предполагается оспорить, смотрятся убедительно:
«В значительной степени все опирается на образ Байдена как несамостоятельного, пассивного и легко поддающегося манипулированию политика, который больше не обладает энергией или „остротой ума“, чтобы справляться со всеми тонкостями своей работы».
А тут, как назло, против демократов открылся второй фронт. Причем претендент на высшую власть оказался более грозным, чем поначалу показалось. Вмешавшийся в спор двух тяжеловесов Роберт Кеннеди-младший, племенник убиенного президента США Джона Кеннеди и сын погибшего от рук наемного убийцы Роберта Кеннеди, сделал эффектный и расчетливый выбор. Он взял в напарники и своим потенциальным вице-президентом 38-летнюю предпринимательницу с юридическим образованием Николь Шанахан.
Это сильный ход. Не потому, что Шанахан, американка азиатского происхождения, была женой Сергея Брина, со-основателя айтишного гиганта Google (они развелись, потому что Николь изменила мужу с Илоном Маском). А потому, что Шанахан возглавляет калифорнийский фонд Bia-Echo Foundation, некоммерческую организацию, которая выделяет гранты на защиту репродуктивных прав женщин, на реформу уголовного правосудия и охрану окружающей среды. Более того, она выросла в семье, жившей на социальное пособия, а сейчас она мать-одиночка с дочерью, страдающей аутизмом.
Стоит вчитаться в одну из ее первых чисто предвыборных речей:
«Я обращаюсь к вам сегодня как бывший демократ(ка). Я обращаюсь к вам как женщина, которой еще нет 40. Я обращаюсь к вам как человек, который знает, что такое болезнь и здоровье, бедность и богатство. И, наконец, я обращаюсь к вам как мать... Если вы спросите меня, кто мои герои, то я отвечу, что это мамы, пытающиеся устроить нормальную жизнь для своих детей в мире, который сошел с ума».
Дуглас Маккиннон, составитель речей для президентов США — Рональда Рейгана и Джорджа Буша-старшего, проанализировал фактор Шанахан и пришел к выводу:
«Она может напрямую обращаться к избирателям-женщинам, представителям сообщества высокотехнологичных экспертов, молодым избирателям, избирателям из числа меньшинств, трудящейся бедноте, к лишенным гражданских прав и недовольным демократам».
Деньги, как уже говорилось, не все решают, но облегчают решение задач оперативного характера, тем более во время избирательной кампании. Шанахан даже очень богата, более того, как справедливо замечает Дуглас Маккиннон, «у нее чрезвычайно тесные связи с классом мега-доноров». Как следствие, «Николь Шанахан способна изменить правила игры, и Байден и Трамп это знают».
Поскольку примерно 70% избирателей заявляют при опросах, что им претит мысль отдать свой голос за кого-либо из двух основных претендентов на власть, то неожиданно возникший тандем Роберт Ф. Кеннеди-младший и Николь Шанахан, олицетворяющие своего рода «третий путь», способный поколебать застоявшийся маятниковый механизм, когда демократов сменяют республиканцы и наоборот.
Возвращение Обамы в роли чрезвычайного и полномочного суфлера Байдена можно считать верным знаком того, что шансы с переизбранием «деда на батарейках» тают быстрее, чем полярные шапки, а поддержание реноме Демпартии в глазах разочарованных граждан становится и затратным, и почти безнадежным.
Сумеет ли Обама, запомнившийся в новостном клипе, где он во время визита в Китай с каким-то ожесточением жует жвачку, переломить неблагоприятный ход избирательного марафона для почтенного пенсионера на доверии? Скорее всего, относительно точный прогноз об исходе поединка можно будет дать только к началу осени.