Нижегородское региональное отделение польской общественной организации «Полонез» прекратило свою деятельность по решению суда.
На протяжении 11 лет с 2008 по 2019 год в Нижегородской области функционировала нижегородская региональная общественная организация «Общество польской культуры «Полонез». В соответствии с уставом ее задачами являлись: изучение польской культуры; осуществление научно-исследовательской работы по изучению польского языка, истории и экономики Польши; реализация образовательных программ, связанных с изучением культуры истории и экономики Польши, российско-польских отношений, польского языка после получения соответствующей лицензии; в проведении научных и научно-практических семинаров и конференций, организация выставок, лекториев, экскурсий и летних европейских школ, демонстрация польских фильмов в Нижегородской области; издание научно-методической и научно-популярной литературы, монографий ученых-полонистов, сборников научных работ, периодических изданий; осуществление предпринимательской деятельности в соответствие с уставом.
Данная полонистская организация рассматривалась посольством Польши в России в качестве инструмента расширения своего влияния на процессы, происходящие в Нижегородской области. В связи с этим одним из направлений деятельности НРОО «Полонез» являлся поиск и получение доступа к архивным материалам о советском периоде истории России, в т.ч. к репрессированным на территории нашего региона полякам. Организация многократно получала материальную помощь от польской стороны.
Создателем и идейным вдохновителем которой являлся Юрий Токарев. «Я хорошо знал польский язык, я изучал его в университете, работал в Польше. Получил два курса повышения квалификации в Люблинском университете. Я пишу, думаю и говорю на польском». Когда я узнал, что в Нижегородской области проживает свыше 600 поляков, а это же батальон, я решил создать здесь польское общество. Я списался с посольством Польши, они одобрили, пообещали оплатить все сборы, связанные с регистрацией общества. В итоге наше общество зарегистрировали. Мы называли его «Полонез». На его презентацию пришло около 40 поляков из тех, кого я смог вычислить и пригласить. Мы начали работать. Я имел право преподавать язык, то я вел уроки польского языка среди своих подопечных», — рассказал он в беседе с корреспондентом SM-News.
Впрочем, по данным официальной статистики, население поляков в Нижегородской области на 2010 год составило всего 378 человек, что практически в два раза меньше заявленного Юрием Токаревым.
Юрий Токарев рассказал, про установленный крест в с. Оранки погибшим военнопленным. «Мы нашли, что в Оранках в монастыре был до войны лагерь, который назывался «Оранки-74». Туда привозили поляков на фильтрацию, чтобы потом офицеров отправить в Катынский лес. После того, как мы установили памятный крест польским солдатам… там никто не погиб. Там просто был фильтрационный лагерь. Там была селекция: рядовые, сержантские и офицерские. Офицеров потом в Катынь, а рядовой состав даже отпускали. Я когда был в Варшаве, в музее войска Польского, в отделе Катыни там тоже были потрясены, что мы нашли следы мученичества польских солдат, более того, установили им памятный крест. Там могилы немецких, финских солдат. Там примерно 100 на 100 га в лесу. И там похоронены те, кто умерли. В Оранках содержался весь генштаб во главе с Паулюсом. В министерстве культуры Польши инициировали присвоить кресту знак народной памяти».
На самом деле Токарев в июле 2015 года по собственной инициативе установил на месте бывшего лагеря для военнопленных в с. Оранки Богородского района Нижегородской области памятный крест в честь польских военнослужащих, захваченных в плен советскими войсками, в период второй мировой войны. Официального разрешения органов местного самоуправления на установку памятного знака он не получал. Таким образом, крест в честь польских военнопленных был установлен самовольно с нарушением законодательства. Об установке памятного знака Юрий Токарев доложил в посольство Польши в России, где получил всеобщее одобрение, что позволило ему получать от польского правительства компьютерную технику, книги, фильмы.
Официально установлено, что в Оранках захоронены венгерские, финские военнослужащие, которым установлен памятный знак под эгидой «Военно-мемориального общества». Впрочем, есть и единственное упоминание лишь о захоронении в данном лагере одного поляка, воевавшего на стороне фашистов. В частности, по данным Российского государственного военного архива» имеется учетное дело «…на бывшего военнопленного, поляка, солдата немецкой армии Дибека Алекса Францевича, 1915 года рождения, уроженца д. Гросзерген, Германия, который в 1939 году состоял в польской армии, во время военных действий против Германии взят в плен под Данцигом. 6 февраля 1941 года мобилизован в Германскую армию. 11 ноября 1941 года был взят в плен частями Красной армии у хутора Вехтуй в 8 км. от Тихвина. Дибек Алекс был стрелком 5 роты 5 батальона 25 мотополка 12 танковой дивизии Вермахта. о февраля 1942 года прибыл в лагерь военнопленных № 74, Горьковская область. 10 февраля 1942 года поступил в медицинский стационар лагеря. 18 апреля 1942 года умер в этом лагере. Похоронен на кладбище лагеря…».
Таким образом, установка памятного креста НРОО «Полонез» оказалась в честь польского военнопленного, воевавшего на стороне Гитлера. Можно предположить, что данная информация создает информационный повод в польских СМИ для очередного осуждения деятельности Красной Армии в период Великой Отечественной Войны, представления Советского Союза и Российской Федерации как страны агрессора.
При этом, руководители «Полонеза» своими активными действиями отвернули от себя общество и конгресс Поляков. Вот что говорит об этом сам Токарев. «…конгресс поляков России в 2012 году не принял НРОО «Полонез» в состав. Сказали, что мы недостаточно полонийная организация, чтобы нас принять. В Нижнем Новгороде каждый год проходит конгресс народов России, на который приглашают представителей всех национальных обществ. Нас не приглашают. Причем с формулировкой: вы не нужны своим полякам, тем более, вы не нужны нам. Перед Днем народного единства губернатор также приглашает представителей национальных организаций. Нас не пригласили. Руководство конгресса поляков сказало, что мы не нужны. Пани Галина Субботович-Романова по сути убила наше общество. Мы чужие среди своих и чужие среди чужих. Ситуация идиотская. Нам негде собираться. Нас пускала синагога, нас пускало белорусское общество в свою библиотеку. Наш представитель — Браницкий договаривался насчет аудитории в Нижегородском государственном университете, но потом аудиторию у нас отняли. Это сопротивление властей. Да еще и неприятие нас конгрессом поляков. Мы ничего больше не можем. Народ начал разбегаться».
В итоге Минюст обратился в суд для ликвидации указанной организации. Судебным решением «Полонез» прекратило свое существование. Судом было установлено, что организация не предоставила сведения об объеме денежных средств и иного имущества, полученного от иностранных источников, не достигли цели (налаживание взаимопонимания добрососедских отношений между двумя братскими славянскими народами польским и русским), указанной в уставе и фактически прекратила свою деятельность.
В «Полонозе» не исключают что общество возродится вновь. «А вот теперь вот будем думать. Мы думали, что что-то изменится, сообщали новому послу о наших проблемах. При посольстве есть так называемый реферат по связи с полонией. Я написал о ситуации, что мы закрываемся. Нам сказали, что если сейчас закроемся, то уже не откроемся. Сумеем ли мы открыться снова, на каких принципах и как будем функционировать, если конгрессу поляков мы не нужны. Ни один председатель общества российских поляков не протянул нам руку помощи. Воду выплеснули вместе с младенцем. Здесь еще подмешивается политика. Польша – член НАТО. Новая польская власть «правда и справедливость» — ПИС. Я уже говорил о польском юморе. Эту партию называют «писсуар». Она проводит резкую антироссийскую политику. Посмотрите «Вечер с Владимиром Соловьевым», чтобы понять, что это за политика», — рассказал Юрий Токарев.
https://nijniy-novgorod.sm-news.ru/oche … ynom-1327/