Почему кыргызстанские НПО, живущие на зарубежные гранты, так яростно сопротивляются даже робким попыткам властей сделать их финансовую деятельность открытой для общественности? Энпэошники ведь сами якобы выступают против коррупции и за всеобщую прозрачность. Но стоит кому-то попытаться заглянуть в их бухгалтерию — сразу шум до небес о «нарушении прав»!
Ответов на этот вопрос мы уже находили много. Ещё один ответ даёт оказавшаяся в нашем распоряжении весьма любопытная информация о некоторых финансовых тайнах главной иностранной неправительственной организации — фонда «Сорос-Кыргызстан» (ФСК).
Начнём с недавних событий. Во время эпидемии коронавируса ФСК не остался в стороне от широкомасштабной благотворительной кампании. Фонд то и дело дарил кыргызским госучреждениям и больницам медоборудование, средства защиты, лекарства. О чём, разумеется, не забывал оповещать общественность.
Одного, правда, фонд не уточнял — ГДЕ и у КОГО всё это добро закупалось (всего на борьбу с коронавирусом ФСК потратил 300 тысяч долларов в рамках своей программы «Общественное здоровье» на 2020 год). Праздный ли это вопрос? Ну как сказать…
Август этого года, фонд «Сорос-Кыргызстан» дарит Госслужбе исполнения наказаний тысячу упаковок препарата «Клексан» на три с половиной миллиона сомов. У кого лекарство было куплено, ФСК, разрекламировав эту акцию, сообщать не стал.
Поставщиком лекарств для фонда «Сорос-Кыргызстан», по данным наших источников, было ОсОО «Меди Плюс», чей вид деятельности в базе данных Министерства юстиции обозначен так: «Розничная торговля в специализированных магазинах фармацевтическими товарами». Учредитель этой фармкомпании — известный бишкекский предприниматель Эрмек Султангазиев. Он — близкий друг исполнительного директора фонда «Сорос-Кыргызстан» Шамиля Ибрагимова.
Кроме личной дружбы, их связывают ещё и давние деловые отношения. Так, глава ФСК Ибрагимов и предприниматель Султангазиев выступают соучредителями в ОсОО «ИлимТехЛаб» (деятельность в области образования).
Есть связи и политические. Упомянутый бизнесмен Эрмек Султангазиев и родной брат директора фонда «Сорос-Кыргызстан» Рамиль Ибрагимов (тоже предприниматель) выступают соучредителями малоизвестной Либерально-прогрессивной партии Кыргызстана. Её председателем, кстати, до сих пор числится небезызвестный Максат Кунакунов — «молодой и прогрессивный политик», в январе 2017-го осуждённый на 10 лет лишения свободы за приготовление к разбою и сбыт огнестрельного оружия (а обвиняли Кунакунова ещё и в попытке насильственного захвата власти и финансировании террористической деятельности). В июле прошлого года этого сопартийца вышеупомянутых бизнесменов выпустили из колонии условно-досрочно.
Джордж Сорос в Бишкеке, ноябрь 2014 года. Второй справа на фото — директор фонда «Сорос-Кыргызстан» Ш. Ибрагимов.
К политике, впрочем, мы ещё вернёмся, а пока поговорим о бизнесе.
Бизнесмены Эрмек Султангазиев и брат директора ФСК Рамиль Ибрагимов — ещё и учредители ОсОО «Ариус КейДжи» (строительство жилых и нежилых зданий).
Сам директор фонда «Сорос-Кыргызстан» Шамиль Ибрагимов — единоличный владелец ещё одной организации — общественного фонда «Колдо шоп». Этот фонд тоже получил свою порцию соросовских грантов — в 2016-м его эксперты привлекались к образовательной программе ФСК.
В следующем году — 2017-м — в круглых столах этой же программы участвовали (разумеется, небесплатно) представители ОсОО «Илим-ТехЛаб», которое, напомним, тоже наполовину принадлежит директору фонда «Сорос-Кыргызстан» Шамилю Ибрагимову. К слову, в том году бюджет этой программы (согласно официальному отчёту ФСК) составил 418 тысяч 167 долларов.
Получил свою долю от соросовского пирога и брат директора ФСК Рамиль Ибрагимов. Принадлежащее ему ОсОО «Медитен Групп» (оптовая торговля широким ассортиментом товаров) в 2016-м участвовало в программе ФСК «Общественное здоровье» — поставляло, по нашим данным, лекарства для профилактики ВИЧ, на что было потрачено более 150 тысяч долларов.
Ещё Рамиль Ибрагимов заработал на ремонте (весьма дорогом) здания фонда «Сорос-Кыргызстан». Этот ремонт в 2018-м провели рабочие принадлежащей ему вышеупомянутой строительной компании «Ариус КейДжи».
Офис фонда «Сорос-Кыргызстан» расположен в самом престижном районе Бишкека — неподалёку от здания Жогорку Кенеша.
То есть, немалые деньги, которые всемирная организация миллиардера Джорджа Сороса выделяет своему кыргызскому филиалу, успешно осваивают сам директор филиала, его родственники и друзья, получая от этого не только моральную, но и ощутимую материальную выгоду. Но не только они, не только…
Ключевые сотрудники фонда «Сорос-Кыргызстан» тоже, оказывается, — сплошь и рядом бизнесмены, руководители или учредители коммерческих или некоммерческих организаций.
Взять, к примеру, Айбека Мукамбетова — директора этой самой программы «Общественное здравоохранение». Он одновременно возглавляет ассоциацию юридических лиц «Страновой союз людей, живущих с ВИЧ». Эта организация в 2017-м участвовала в этой программе (и в осваивании её бюджета, разумеется), проводя в регионах республики обучающие встречи с врачами.
Координатор программы «Общественное здравоохранение» Илимбек Садыков одновременно возглавляет продюсерский центр «Аруу-Абад». Именно эта частная организация, по данным наших источников, постоянно проводит видео- и фотосъёмку для отчётов фонда «Сорос-Кыргызстан», а также предоставляет специальную технику для проведения круглых столов.
Лира Момуналиева — ассистент фонда поддержки молодёжных инициатив фонда «Сорос-Кыргызстан» — состоит учредителем в общественном объединении «Аксес Аламнай». Эта организация в 2018-2019 годах участвовала в реализации молодёжной программы ФСК.
Сотрудник административно-хозяйственной части фонда «Сорос-Кыргызстан» Нурбек Ишимов фирмами не владеет, но зарегистрирован как индивидуальный предприниматель. Его ИП «Ишимов Нурбек Такабаевич» занимается уборкой в ФСК — за деньги Сороса, разумеется.
И это, возможно, ещё не вся информация о том, как сотрудники ФСК не только получают в фонде зарплату, о какой могут только мечтать кыргызские бюджетники (в прошлом году, например, на зарплаты «соросят» потрачены около 270 тысяч долларов), но и успешно делают бизнес, нанимая, по сути, самих себя для осваивания соросовских грантов.
Так, может, ещё поэтому «Сорос-Кыргызстан» — в первых рядах противников публичной финансовой отчётности НПО? Вдруг да вылезут получатели грантов, аффилированные, выражаясь юридическим языком, с сотрудниками фонда?
В своё время при Чинаре Жакыповой, которая была первым директором фонда «Сорос-Кыргызстан», эта организация регулярно публиковала в прессе отчёты о расходовании денег — кому и на какие цели выделен буквально каждый доллар. Может, этим Жакыпова и пришлась не ко двору… После её ухода ФСК стала весьма закрытой организацией.
Сегодня годовые отчёты ФСК можно найти только на сайте этого фонда. Многословные, яркие, с картинками… Только вот о ПОЛУЧАТЕЛЯХ денег информации не так уж много.
Отчёт за 2019 год фонд «Сорос-Кыргызстан» до сих пор не обнародовал, хотя уже 2020-й близится к концу. В предыдущих отчётах есть списки некоторых грантополучателей. Но вышеупомянутых организаций в них не найти. Что наводит на мысль о махинациях с отчётностью. Этой самой отчётностью в ФСК занимается финансовый директор фонда Индира Рузиева. Она же, по данным наших источников, участвует в регистрации в Минюсте фирм, соучредителями которых выступают сотрудники фонда.
Будь это государственная организация, у правоохранительных органов Кыргызстана был бы повод этими серыми схемами заинтересоваться. На предмет как минимум конфликта интересов, а максимум — распила бюджета, откатов, коррупции. Ведь если чиновники отдают госзаказы СВОИМ фирмам — это и есть коррупция.
Но огромные деньги, которые проходят через ФСК, — это деньги не кыргызского государства, а Джорджа Сороса. Верит или нет миллиардер отчётам, которые присылает в Нью-Йорк — в штаб-квартиру соросовского Института «Открытое общество» — вышеупомянутая финансовый директор ФСК Индира Рузиева, это по большому счёту проблемы самого Сороса.
Проблемы Кыргызстана начинаются там, где начинается деятельность этого фонда. Который уже давно САМ решает, какие законы республики ему выполнять, а какие не выполнять.
ВО ВСЕ ЩЕЛИ
В Кыргызстане фонд Сороса работает с 1993-го — то есть уже двадцать седьмой год. Из них девять лет он, по сути, работал НЕЗАКОННО. Ведь соглашение о сотрудничестве кыргызского филиала соросовского Института «Открытое общество» с правительством КР было подписано только в январе 1997-го, а ратифицировано вообще в июне 2002-го.
Сегодня есть смысл в то давнее соглашение заглянуть. «Фонд «Сорос-Кыргызстан», — говорится в нём, — при участии Министерства образования, науки и культуры КР осуществляет поддержку проектов, способствующих совершенствованию системы образования, науки и культуры, оказывает грантовую помощь учреждениям этого профиля. Рамки сотрудничества охватывают переподготовку учителей, преподавателей и администрации образовательных учреждений; издание и апробацию учебников и учебных пособий гуманитарного профиля; поддержку инновационных проектов в сфере образования».
В сфере образования, которую президент Акаев тогда отдал на откуп «соросятам», те, напомним, дел наворотили… Целое поколение молодых кыргызстанцев воспитано в духе идеологии, выгодной американскому миллиардеру Соросу, — ненависти к советскому прошлому, России и русским.
Джордж Сорос со студентами АУЦА — ещё одного своего детища в Кыргызстане.
Но речь сейчас не об этом, а о том, что по сей день фонд Сороса имеет право работать в Кыргызстане только по соглашению 1997 года — никакие другие больше не заключались. Ну, а то соглашение, повторим, чётко очерчивало рамки деятельности фонда — образование, наука, культура, ещё здравоохранение.
Фонд «Сорос-Кыргызстан» давно уже за эти рамки самовольно вышел. Реализовав с 1993 года на территории Кыргызстана более 180 крупных программ на общую сумму более 50 миллионов долларов, он влез буквально во все щели.
Трудно в самом деле найти сегодня сферу в республике, которую не взяли бы под контроль вездесущие «соросята». Средства массовой информации (за счёт грантовых вливаний в стране уже создана целая информационная структура, подконтрольная Соросу), гражданские министерства, силовые структуры, судебная система — Сорос везде.
Не кто-нибудь, а именно «соросята» стояли за проведённой недавно в Кыргызстане правовой реформой. Эксперты ФСК сочиняют для государства законопроекты — в том, разумеется, ключе, который выгоден Соросу. При этом фонд Сороса ещё и наращивает протестный потенциал в Кыргызстане, превратившись, по сути, в координатора местной внесистемной оппозиции.
Ситуация — парадоксальнее не придумаешь! Во всё том же соглашении 1997 года говорится: «Правительство КР освобождает поставки в виде грантов, осуществляемые фондом «Сорос-Кыргызстан», от обложения какими-либо тарифами, сборами, таможенными пошлинами и налогами». Пользуясь этими привилегиями, «соросята» не только бесцеремонно вмешиваются во внутренние дела республики, но и подрывают имидж страны на международной арене — юристы ФСК в числе прочих правозащитников в своё время готовили жалобы в ООН на Кыргызстан по событиям 2010 года.
Два года назад соросовский Институт «Открытое общество» выгнали из Венгрии, обвинив тамошних «соросят» среди прочего в попытке вмешательства в парламентские выборы в этой стране — в том числе путём манипуляции общественным мнением через подконтрольные масс-медиа. Сомнений нет, что и выборы в Кыргызстане без участия вездесущего Сороса не обойдутся. Уже, например, известна дата начала акций протеста по итогам выборов в Жогорку Кенеш, хотя до выборов остаётся ещё несколько дней и их исход пока не ясен. Эта дата — 10 октября.
БЕЙ КЫРГЫЗСТАН, ЧТОБЫ ТРАМП БОЯЛСЯ!
В связи с готовящимися протестами в числе прочих называют имя Бермет Турсункуловой — бывшего советника премьер-министра Сапара Исакова, недавно назначенной директором по развитию Американского университета в Центральной Азии. В своё время эта дама активно участвовала в бишкекских митингах под лозунгом «REакция», где засветились выпускники и студенты АУЦА. Просачивается информация, что этот опыт Турсункулова намерена использовать и после выборов, подогревая уже сейчас среди студентов протестные настроения.
Директор фонда «Сорос-Кыргызстан» Шамиль Ибрагимов и преподаватель АУЦА (ныне директор вуза по развитию) Бермет Турсункулова на прошлогоднем митинге «REакция». ОБУЧЕНИЕ студентов АУЦА протестам поставлено на широкую ногу — на примерах бунта в США под лозунгом «Black Lives Matter» («Жизнь чернокожих имеет значение»). Вебинары на эту тему проходят в рамках соросовского проекта Оpen Society University Network. На развитие проекта по всему миру Сорос намерен выделить миллиард долларов. Часть этой суммы получит и АУЦА.
Давно уже не секрет, что и сами американские бунты финансирует Джордж Сорос. Направлены они против президента Трампа, с которым миллиардер ведёт давнюю борьбу. При этом, что удивительно, посольство США в Бишкеке работает с фондом «Сорос-Кыргызстан» в тесной связке. ФСК — один из негласных центров по распределению финансовых потоков среди местных НПО, поступающих не только от Сороса, но и от других западных спонсоров.
Эта странность объясняется просто: американское посольство в КР находится под контролем враждебной Трампу Демократической партии США, чьим ставленником является посол Дональд Лу. Таким образом, на кыргызскую почву переносятся ещё и внутриамериканские политические разборки! Как будто нам, кыргызстанцам, своих мало.
Пора бы уже положить всему этому безобразию конец. Не должен Кыргызстан (если кыргызские власти считают свою страну суверенным государством) позволять превращать себя в послушного вассала заморского миллиардера, испытательный полигон и мальчика для битья.