В марте 2023 года Великобритания объявила о решении поставить Украине снаряды с обедненным ураном.
«Наряду с предоставлением Украине эскадрона боевых танков Challenger 2 мы будем поставлять боеприпасы, в том числе бронебойные снаряды, содержащие обедненный уран», – заявила заместитель министра обороны Аннабель Голди.
Такие боеприпасы обладают повышенной способностью пробивать бронезащиту за счет высокой скорости и высокого удельного веса сердечника.
Несмотря на то, что формально они не имеют ничего общего с ядерным оружием, многие ученые указывают на их опасность. Выделяемая при взрыве радиоактивная пыль может не только отравить человека, но и загрязняет местность вокруг, попадая в почву, воду, а затем во все, что находится рядом. Причем заражение после подрыва такого устройства продолжается многие столетия.
В ООН, впрочем, нет документов, как-то ограничивающих применение таких боеприпасов. США, Великобритания и страны-члены НАТО и вовсе объявляют подобные версии бездоказательными. Во всяком случае, пока.
Многие знают, что вредные вещества в том или ином виде американцы и их союзники применяли уже неоднократно. К примеру, во время войны во Вьетнаме, где Соединенные Штаты использовали дефолианты для уничтожения джунглей, где скрывался противник. Применялись также и газы – ортохлоробензилиден малононитрил и его рецептурные формы, лорацетофенон, адамсит, рецептурная форма хлорпикрина, бромацетон, хинуклидил-3-бензилат.
Что касается снарядов с обедненным ураном, то они использовались в войне НАТО против Югославии и в Ираке.
До сих пор не подсчитано точное количество жертв подобных атак, а последствия в виде онкологических болезней, аномалий и мутаций ощущаются и по сей день.
Это – проблемы дня сегодняшнего.
Однако мало кто помнит, что уже упомянутый выше адамсит применялся Великобританией еще в далеком 1919 году против большевиков под Архангельском.
Но обо всем по порядку.
Во время Первой мировой войны началось широкое применение химического оружия на основе хлора, иприта и других веществ. Разработка вооружений шла по всей Европе, и в недрах британских лабораторий был изобретен М Device («Устройство М»). После взрыва снаряда образовывалось ядовитое облако.
Результаты и симптомы применения этого оружия были впервые опубликованы в 1925 году Джоном Бердоном Сандерсоном Холдейном:
«Боль в голове можно описать как боль, возникающую когда пресная вода попадает в нос при купании, но несравненно более сильную и сопровождаемую самыми ужасными психическими расстройствами и страданиями. Некоторых солдат необходимо было удерживать от самоубийства. Другие временно сходили с ума и пытались зарыться в землю, чтобы спастись от воображаемых преследователей. И все же через 48 часов значительное большинство выздоровело, и практически никто не стал инвалидом на всю жизнь».
Лондон не успел применить его на европейском ТВД из-за проблем с серийным производством. Однако интервенция на севере России, начавшаяся в августе 1918 года, предоставила шанс испытать его, что называется, на практике.
Добро на применение химического оружия дал лично Уинстон Черчилль, и в марте 1919 года в Англии был снаряжен морской транспорт, груженный химическими снарядами для фунтовых пушек и 4,5-дюймовых гаубиц. 31 марта он прибыл в Архангельск.
В апреле того же года Военное министерство приказало направить в Архангельск 50 000 отравляющих термогенераторов М Device. В мае была отправлена партия с отравляющим веществом – адамситом.
Экспертом по применению этого вида боевой химии был назначен майор Томас Генри Дэвис. Он же посоветовал применять по 20 000 М Device на одну милю с интервалом в каждые два ярда и с периодичностью в минуту в течение получаса, отметив, что подобная тактика гарантированно «выведет любые войска из строя на четыре часа, и они не смогут оказать практически никакого сопротивления».
В июне прошли первые испытания, лейтенант Королевских ВВС Кристофер Алдерсон совершил 20 вылетов, испытывая различные модификации М Device в качестве химической авиабомбы, пока не получил ранение при аварийной посадке аэроплана 8 июля 1919 года, а после было проведено еще несколько пробных рейдов.
Первое зафиксированное применение Bomb M по позициям большевиков произошло 27 августа 1919 года на Железнодорожном фронте. В ходе авианалетов на станцию Емца в 12.30 были сброшены 53 бомбы Bomb M, а в 19.30 – еще 62 химические авиабомбы.
Атаке также подверглась деревня Чуново Онежского уезда и безлюдная местность.
Вечером 29 августа при бомбардировке станций Емцы и Плесецкой с самолетов было сброшено 73 бомбы Bomb M. На следующий день 14 снарядов были сброшены на Чуново.
4 сентября 1919 года 183 Bomb M были применены уже на Пинежском фронте.
В начале сентября новый главнокомандующий союзными войсками на севере России генерал Роулингсон после осмотра пленных и доклада так оценил результаты применения химического оружия: «Хороший газ».
Были, впрочем, и сомнения в эффективности подобных вооружений. Причиной тому было отсутствие погибших. «Симптомы, как правило, проявлялись в слезоточивости, кашле, затрудненном дыхании, головной боли, головокружении, рвоте и общей слабости, особенно в ногах. В тяжелых случаях наблюдался кашель с кровью и шла кровь из носа, иногда были жалобы на помутнение в глазах. Эти симптомы продолжались от получаса до 3-4 часов, большинство из пострадавших не приходили в норму в течение нескольких дней после отравления».
Тем не менее, применение газа было признано успешным. Всего в рамках кампании на севере России было сброшено более 1000 бомб.
Спустя чуть более ста лет события начала прошлого столетия уже порядком позабылись, на Западе и вовсе была переписана значительная часть истории. Тем не менее, англосаксы не были бы самими собой, если бы не прибегали к старым, давно проверенным методам.
Подобно тому, как якобы не смертельные газы применялись тогда, сегодня Украине поставляются «безвредные» снаряды с обедненным ураном.
Интересно, что, когда Британия ушла, без применения Bomb M «белые» не смогли показать каких-либо значимых результатов. А оставшиеся 47 000 M Device в конце концов были утоплены в Белом море на глубине 70 метров…
Возвращаясь к нынешней британской «благотворительности» и её готовности поставить на Украину снаряды с обедненным ураном, следует отметить, что переломить ситуацию на фронтах эти устройства не помогут. А вот загрязнить на долгие годы большие участки её территории – легко.
Тогда напрашивается вопрос, зачем это все затевается? Ответ простой – в Лондоне понимают, что поражение Украины неизбежно, а зараженная, непригодная для обитания местность создаст России немалые трудности. И надолго.